четверг, 31 декабря 2015 г.

Московские директора школ дали свою                                  экспертную оценку учебникам истории

29.12.2015
Департамент образования Москвы предложил директорам школ высказать все, что они думают о новых учебниках истории.
История не стоит на месте. За последние годы были опубликованы  важные архивные документы, сделаны археологические открытия, изменившие  представления о ранней истории нашей страны. Возникла необходимость, обобщив новые знания, найти баланс между историей Российского государства и разных народов, населяющих Россию, вписать в историю страны локальную историю города, края, региона.
Матрицей для новых учебников стал новый историко-культурный стандарт. Он предусматривает единый подход авторских коллективов к терминологии, датам и персоналиям, новую структуру подачи исторического материала, новые подходы к самостоятельной работе учеников. В частности, количество параграфов учебника должно быть на треть меньше часов, отданных на изучение истории. 


Опираясь на новый стандарт, издательства «ДРОФА», «Просвещение» и «Русское слово» разработали три линейки учебников истории. Каждая линейка имеет свое лицо.

2016 год станет экспериментальным: педагоги смогут проверить на практике, что работает и не работает в новых учебниках.
23 декабря директоров школ (большинство из них имеет за плечами  профильное образование историков) пригласили в Департамент образования Москвы на заседание Клуба директоров образовательных организаций Москвы - обсудить новый продукт.
«Нам с вами покупать учебники у издательств. Поэтому нужно сказать издателям о том, что вам не нравится», - обратился к директорам руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.
«- Мы должны выбрать учебники только одного издательства? –  встревожились в зале.
- Кто вам это сказал? - удивился Калина. – Выбирайте, коллеги, одну из трех линеек».
И директорам школ предложили высказаться.
НЕ ОДИНАКОВЫЕ ПЕРСОНАЛИИ, А ОДИНАКОВЫЕ ОПЕЧАТКИ

Сработал ли основной принцип нового историко-культурного стандарта: единство дат, персоналий, упоминаемых событий?  Нет, считает Илья Михайлович Бронштейн, директор школы № 1371:
«Если мы дадим трем школам учебники трех издательств, то к экзаменам выпускники трех школ придут с совершено разными представлениями, например, о древней истории славян», - заметил он. 
Что касается некоторых событий, то он сам гадает, ошибка это или опечатка. Если опечатка – как она попала в учебники двух разных издательств?
«Времени на создание учебников было мало. Стремление выпустить книгу оперативно привело к спешке, - предположил Михаил Яковлевич Шнейдер, директор гимназии № 45 имени Л.И. Мильграма. - В некоторых из представленных учебников истории даже редактирование не доведено до конца. И в таком виде я бы их детям не давал».
«В учебниках издательства «Русское слово» я встретил большое количество фактических ошибок, - согласился Константин Юрьевич Бодров, замдиректора по учебной работе гимназии № 1540.

ИЩУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Отвечают ли новые учебники  ключевому требованию историко-культурного стандарта: стать навигатором для школьника в мире знаний?
Способны ли они «побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы, стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников»?

«Пока нет, - считает Илья Бронштейн. – На сегодняшний день навигатором для школьника в мире безграничной информации по-прежнему остается учитель».

«Эта важная позиция историко-культурного стандарта не реализована, - согласился со своим коллегой Леонид Анатольевич Наумов, директор гимназии № 1505  «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория». – А между тем это очень важно. В современном мире учебник либо выступает как навигатор, либо он не нужен вообще. К сожалению, педагоги из регионов России, познакомившись с этими учебниками, могут получить неверный сигнал: они посчитают, что идея навигатора осуществлена. Но в тех учебниках, которые я видел, нет педагогически оправданной и управляемой вариативности в изучении материала, нет индивидуальных образовательных маршрутов для учеников. Авторы под вариативностью подразумевали интерпретации исторических событий, то есть  вариативность оценок, которые дают взрослые. Учащимся больше нужна вариативность путей, сценариев, методов изучения необходимых материалов, - то, что составляет индивидуальные образовательные маршруты. В стандарте треть времени выделяется на самостоятельную работу учителя и ученика. Я считаю, что это - метод двадцатилетней давности. Сейчас мы можем поставить перед собой более сложную педагогическую задачу – выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, которые не заканчиваются заранее выстроенными образовательными результатами».

УЧИТЕЛЯ, ПИШИТЕ ИСТОРИЮ!

Новый историко-культурный стандарт подчеркивает важность гармоничного сочетания региональной и общероссийской истории в школьном курсе.
«Для каждого из регионов России, - говорится в нем, - должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей».
К созданию лучших курсов локальной истории издатели решили привлечь не только ученых, но и педагогов из регионов России.
 «Мы создали сайт http://history.drofa.ru/, через который осуществляется постоянный обмен информацией с учителями, - рассказал Сергей Владимирович Тырин, заведующий редакцией истории, обществознания и искусства издательства «ДРОФА». – Региональная история – важный элемент нового историко-культурного стандарта. Вместе с издательским домом «Первое сентября» мы объявили конкурс на лучшую разработку по региональной истории и получаем  много материалов из разных регионов России. Это позволит учителям воспользоваться этими разработками и проводить классные часы на темы локальной истории. Мало создать новый учебник истории, нужно еще предложить педагогам системные подходы к нему. Вместе с коллегами из «Первого сентября» «ДРОФА» создала университет, позволяющий учителям разных регионов после определенной подготовки получать  соответствующий сертификат».

«УЧЕБНИК ВЫДЕРЖАЛ ОДИН ПРОСМОТР МОЕЙ СЕМИЛЕТНЕЙ ДОЧЕРИ»

Директора школ – главные покупатели учебников. Поэтому они придирчиво оценивали не только содержание новых школьных  книжек, но и их внешний вид.
«Мне нравится внешний вид  учебников «Просвещения», - заявил Михаил Шнейдер -  у него современная мягкая обложка, учебник благодаря этому становится легче. Увеличенный формат позволяет отразить на бумаге фактически  концепцию современного электронного  учебника. «ДРОФА», на мой взгляд,  предлагает учебники в более архаическом формате».
Другие директора заметили, что учебник в мягкой обложке выдержит, самое большее год. А то, что учебник «Просвещения» разделен на три книжки – увеличивает его стоимость. При этом школьнику, скорее всего, придется таскать с собой все три части учебника, потому что справочный аппарат находится в последней книжке.   
 «- Я директор школы и учитель истории, но в первую очередь я - отец, - рассказал Илья Бронштейн, - и потому предложил дочери полистать этот учебник вместе со мной. Учебник «Просвещения» в мягкой обложке выдержал только  один просмотр моей семилетней дочери: он получил  серьезные повреждения».

МИР ОН-ЛАЙН И УЧЕБНИК ОФФ-ЛАЙН

С 2015 года все учебники Федерального перечня должны иметь электронное сопровождение.

«Электронные формы учебников предназначены не только для детей, - объяснил Сергей Владимирович Тырин, заведующий редакцией истории, обществознания и искусства издательства «ДРОФА». -  Опытному учителю электронная форма учебника  позволяет эффективно проводить урок. Визуализация очень важна для эмоционального восприятия истории. Она апеллирует не только к знаниям, но и к эмоциям.
В наших электронных формах есть анимированные карты. Если ребенок, изучая историю войн, наблюдает динамику события, слышит комментарий, видит всплывающие сюжеты о героях сражения – историческое событие воспринимается им уже по- другому».
Директора согласились с тем, что электронный учебник не должен быть простым сканом страниц бумажного учебника. По их мнению,  полностью этим требованиям не отвечает ни один из представленных в линейках электронных продуктов.
«ДРОФА отличается очень хорошим электронным сопровождением, - считает Михаил Шнейдер. -  Там много интересных заданий. Видно, что мы говорим именно об электронном учебнике: это не просто скан бумажных страниц».
Илья Владимирович Новокрещенов, директор школы № 2095 «Покровский квартал» возразил, что в электронном учебнике «ДРОФЫ» слишком мало интерактива и нет гиперссылок. Впрочем, новая разработка издательства «Русское слово» - это, по его мнению, просто «хорошо сделанный скан обычного учебника».
 «- Создать электронный учебник, не повторяющий бумажный вариант, - сложно и затратно, - возразил Виктор Николаевич Захаров, доктор исторических наук, член авторского коллектива историко-культурного стандарта, автор линейки учебников истории издательства «Русское слово». - Нужно приглашать программистов и делать электронную базу. Не знаю, нужны ли нам  одновременно три электронные базы для учебников трех линеек. Может быть, стоит подумать над тем, чтобы сделать единую базу под уже разработанный историко-культурный стандарт. Она позволяла бы реализовывать нюансы, связанные с каждой линейкой учебников. Это было бы прагматичнее и дешевле».
Присутствующие согласились с тем, что работа над новыми электронными учебниками истории еще только начинается. Поэтому важно решить, какими будут эти учебники.
«Мы живем в мире он-лайн, а электронный учебник истории находится офф-лайн, - заметили директора. - Он не имеет связи ни с чем, у него нет даже  единой платформы с учителем. Нет алгоритма поиска информации бумажного материала, нет возможности, нажав на одну ссылку, получить весь комплекс информации. При нажатии на ссылку «Михаил Романов» ребенок получает всего одну строчку текста. Мы вынуждены на уроке истории обучать детей, на какие кнопки надо нажимать, чтобы добыть нужную им информацию».

«УЧЕНИКИ ПОСМОТРЯТ ССЫЛКУ, А ПОТОМ У ДИРЕКТОРА БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ПРОКУРАТУРОЙ…»

Впрочем, когда дети работают с планшетом сами, их не нужно учить нажимать кнопки.
«78% старшеклассников получают информацию из учебника, 60% - из интернета», - отметил в своем выступлении Михаил Шнейдер. - Интернет становится для детей все более важным и доверительным собеседником. В том числе - источником образовательной информации. В каждой линейке учебников школьникам предлагается самостоятельно отыскать в интернете ответы на те или иные вопросы. Тем самым авторы реализуют требование историко-культурного стандарта  «учебник должен стимулировать учащихся к  получению исторических знаний из других источников».
Директора школ раскритиковали формы этого поиска.
Особенно их удивила позиция авторов одного из учебников, предложивших школьникам самостоятельно ознакомиться в интернете с биографией старца Григория Распутина. «И что они увидят в ответ на свой запрос? Какие ссылки? Такой текст давать детям в руки категорически нельзя, нельзя отправлять их в свободное плавание».
«По заданию учебника, я воспользовался Яндексом, чтобы узнать, что такое Русь и увидел, что Русь – это сеть отелей, - заметил  Илья Бронштейн. -  Учебник каждой линейки  - и за это спасибо авторским коллективам – снабжен перечнем сайтов, которыми рекомендовано пользоваться при поиске тех или иных ответов на вопросы. Однако ссылку на сайт можно найти только в конце книги, и ребенок, скорее всего,  не будет пользоваться ими для выполнения заданий».
«Всем историком и издателям надо подумать над списком «белых ссылок» в интернете, на которые авторы учебников могли бы направлять учащихся, - предложил Илья Новокрещенов. -
Разыскивая информацию по заданию учебника, я вышел на сервис в домен «народ. ру», который забит рекламой самого разного рода. Получится что мы направляем школьника с официальной странички учебника на самодельные сайты. Ребенок посмотрит его, посмотрит рекламу, перейдет на другой сайт… а потом ко мне в школу придет прокуратура и спросит, почему наши ученики заходят на запрещенные сайты».
«Ссылки на  «белые страницы» интернета уже есть в учебниках, - возразили другие директора, - но они находятся в самом конце книги, без объяснения, зачем они нужны. Предполагается, что ребенок сам нажмет на ссылку и узнает, что это за сайт».

ИСТОРИЯ РАДИ ЕГЭ?

За границами обсуждения осталось много проблем.
Каким образом курс истории России будет синхронизирован с курсами всеобщей истории?
Как будут знакомиться с историей России дети, решившие покинуть школу в 9 классе? «Они уйдут, даже не изучив XX век, - отметил Александр Анатольевич Данилов, доктор исторических наук, руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» и член авторского коллектива новой линии учебников истории.  - Эта проблема требует регулирования со стороны Министерства образования и науки».
Другой вопрос: как будет выглядеть ЕГЭ по истории России на базовом и профильном уровне?
«Парадигма, в которой мы живем, приводит к тому, что оценкой знаний, полученных в курсе истории, является ЕГЭ, - сказал   Сергей Тырин, заведующий редакцией истории, обществознания и искусства издательства «ДРОФА». -  Учебники предыдущих поколений тоже были рассчитаны на экзамен. В нашем учебнике содержатся все элементы, которые есть в заданиях ЕГЭ. Проблема в том, что у нас нет учебников истории базового и профильного уровня. Значит, в учебниках должны быть задания разного уровня, в зависимости от мотивации детей в лицейских классах».

Впрочем, Ольга Юрьевна Васильева, доктор исторических наук, член Совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Министерстве образования РФ, заметила, что директорам на этом обсуждении следовало бы говорить поменьше о ЕГЭ и побольше - о воспитательных целях курса истории.
«ЕГЭ – важная и хорошая процедура. Но она не может быть смыслом изучения истории», - согласился Михаил Шнейдер, директор гимназии № 45 имени Л.И. Мильграма.

«ЭТО НЕ НА ГРАНИТЕ ВЫБИТО…»

Исаак Калина предложил издателям набраться терпения, выслушивая критику в своей адрес. «Вы хотите, чтобы сразу появился идеальный учебник? Такого еще никогда не было. Если мы хотим иметь новые учебники истории – приглашаю директоров школ вносить предложения по их доработке. Содержание учебников не на граните выбито: его можно откорректировать.  Учебник геометрии Киселева был признан великим благодаря работе автора с учителями школ. Эта работа длилась 17 лет…». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий